Почему дети не могут закричать? Беседа с логопедом Людмилой Кучер.

кричать при опасности

Анна Зеленкова, тренер по безопасности: Я набираю побольше воздуха и ору:
-МАААААМАААА!

Дети и родители немного прикрывают уши и смотрят на меня с восторгом и удивлением. Было
очень громко и раскатисто. Я говорю:
-Моя мама на другой станции метро меня услышала! А вы умеете громко кричать? Ну-ка, на раз-
два-три все кричите «МАМА!»
Родители улыбаются, они точно знают, что дети умею громко кричать. Вопрос, смогут ли дети
громко закричать по заказу? Не когда весело, а когда НАДО? Проверяем. На раз-два- три все
кричат вместе.
-Молодцы! А по одному? Дети отходят в сторонку, как будто потерялись. Родители, пожалуйста,
отвернитесь к стене, как будто вас тут нет. Ваш ребёнок вас позовёт, если получится громко и
хорошо – подбегайте и обнимайте.

Людмила: Все кричат хорошо?
Анна: 4 из 6 крикнут как я, громко и раскатисто, с явным удовольствием и
ощущением полного права позвать маму так громко, как маме и не снилось.

А вот у двоих из 6 будут проблемы. Вот что я вижу:
• Ребенок визжит громко, но крикнуть не может, его голос как будто не включается
• У ребенка получается писк
• Голос сдавленный и тихий
• Рот почти не открывается
• Ребенок просто молчит

Людмила: даже если преодолеть страх, привычка сразу не выработается, тело не научится само правильно работать. Не все люди, а тем более дети, могут вот так, без подготовки взять и закричать. Иногда это бывает даже опасно, голос можно «потерять» от внезапного крика. 
Анна: Скажите, а отчего это зависит? В каком случае мы не будем ждать от ребёнка немедленного громкого крика?

Людмила Кучер,логопед: Голос человека — сложный инструмент. Чтобы он зазвучал нам помогают различные органы и системы, если они сохранны и здоровы. Очень коротко: мы выдыхаем воздух, при этом голосовые складки вибрируют, а воздух, который через них проходит, издает звуки. У голоса много характеристик. Высота, темп, сила и тембр каждого человека имеют свои особенности. На качество голоса влияют самочувствие человека в данный момент, осанка, эмоциональное состояние и да, разного рода зажимы.

Анна Зеленкова, тренер: А как вы снимаете такие зажимы? Может, есть какие-нибудь специальные приёмы?

Людмила Кучер, логопед: Прежде чем снимать голосовые зажимы, нужно понять, что их спровоцировало. Это могут быть различные факторы. И для каждого есть свой способ коррекции.

1. Сдавленная гортань (комок в горле). Что можно сделать, как снять такой зажим? Покашлять, после зевнуть (громко, долго, протяжно, не стесняясь). Ещё одно упражнение, чтобы расслабить гортань — смех. Начните со скромного хихиканья: ха-ха-ха; хо-хо-хо; хи-хи-хи. Кому-то это покажется очень смешным и он реально засмеётся, остальные начнут смеяться над последним. Смех — заразная штука, и вот у вас уже искренний и безудержный сеанс смехотерапии.

2. Зажатая челюсть, сжатые губы. Чтобы голос «лился» ровно и легко, нужно элементарно пошире открыть рот. Для некоторых людей это является непосильной задачей — просто разомкнуть губы. Упражнения «Рыбка» и «Останови лошадку» нам в помощь. 
Несколько раз подряд широко откройте и закройте рот, надувая щёки, с сопротивлением. В результате будут слышны тихие хлопки губ. «Открывает рыба рот, но не слышно, что поёт». Произнесите «тпру» сквозь сомкнутые губы, пока они не станут вибрировать. Если это упражнение сразу не получается, можно помочь указательным пальцем, перебирая по губам сверху вниз, произнося при этом звук, похожий на «б-б-б». «Но! — сказали мы лошадке. И помчались без оглядки. Вьётся грива на ветру, вот и дом. Лошадка, тпру!» Последнее упражнение ещё долго не будет получаться, если есть проблемы с дыханием. А именно, с выдохом. 

3. Зажатое дыхание. Наша речь — это звучащий выдох. Мощный, короткий вдох и лёгкий, неосознаваемый выдох без напряжения. Учитесь дышать спиной — чувствовать, как рёбра раскрываются, словно жабры у рыбы.

4. Зажим психологический. Это упражнение для тех, кто говорит еле слышно, «в себя». Его очень любят в группах сценической речи. Представьте, что мы стоим на берегу реки и нам нужно позвать паромщика с другого берега. Наша задача быть услышанным. В том , чтобы «добросить» звук, участвует все тело: берём звук в «зажатый кулак», размахиваемся изо всей силы снизу и бросаем его на 10 метров вперёд — «Эй, пароооомщииик!» А теперь ещё дальше — на километр. Зачем это делать? Чтобы понять: мы не говорим “в никуда”. У наших слов есть адресат, мы буквально передаём ему свои слова, как ценную бандероль, заботясь, чтобы он получил их в целости.

Источник: https://www.instagram.com/p/BZoQTw-jMOv/